IMC Zheleznodorozhnogo rajona goroda Ekaterinburga privetstvuet Vas na nashem sajte!







 Главная
 Сведения об организации
 Администрации ОО
 Педагогам
 Обучающимся
 Родителям
 Библиотека
 Дистанционное обучение
 Русский язык онлайн
 Профилактика терроризма
 Советы психолога
 Итоговая аттестация
 Дошкольное воспитание
 Наставничество
 Проект "В школу вместе!"
 ШНОР: от измерений к изменениям
 Детские конкурсы
 Профессиональные конкурсы
Forum
Yekaterinburg:













 
    Поздравляем!
 
Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Институт развития образования Свердловской области
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Дворец молодежи
Дворец творчества «Одаренность и технологии»
Екатеринбургский Дом Учителя
Портал "Образование Урала"
Центр "Диалог"
ЕГЭ и ОГЭ в Свердловской области
 
НАСТАВНИЧЕСТВО ::: (просмотров )

                      Организация наставничества в школе

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.
Файлы для скачивания в статье:
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально¬-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профадаптация педагога может протекать длительно и сложно. Несмотря на то что наставничество, как одна из форм работы с молодыми специалистами в школе существует давно, администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.

                                                                  Вхождение в новую деятельность

Для выпускника педагогических вузов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс становления в профессии начинающего педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного педагога-¬наставника, который составляет план работы с молодым специалистом учителя наставника и готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80¬х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель.

Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профкомпетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее:
• педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами;
• коммуникативными способностями;
• пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.

Желательно и обоюдное согласие наставника и начинающего педагога в совместной деятельности. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником начинающего педагога профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Составляться план работы с молодым специалистом учителя наставника.

Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером:
• раскрытию потенциала к профессии у специалиста;
• привлекать его к участию в общественной жизни коллектива; формировать у него общественно значимые интересы;
• содействовать развитию общекультурного кругозора, его творческих способностей и мастерства учителя.
Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Когда молодой учитель приступает к профдеятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. 
 

    

 
Поэтому наставнику необходимо обратить внимание подопечного:
• на требования к организации учебного процесса;
• требования к ведению школьной документации;
• формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
• ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
• механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку педагогам в области:
• практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока;
• формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.); разработки программы собственного профессионального роста;
• выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации;
• освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
• подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

                                                                 Выбор формы работы

Выбор формы работы с молодым специалистом в школе должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа деятельности начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с начинающими специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей деятельности он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

                                                           Организация наставничества

Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности руководителя школы. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества, в том числе успешно составляя план работы с молодым специалистом учителя наставника.
• обучаюсь – делая;
• делаю – обучаясь;
• формировать общественную активность учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу.
Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.
В результате анкетирования выяснилось, что:
- наиболее удачными, по мнению начинающих учителей, были следующие направления методической деятельности:
• знакомство с теорией дифференцированного обучения;
• обмен имеющимся опытом по данной теме;
• методические недели;
- педагогам-наставникам необходимо:
• продолжить заниматься над учебно-методической темой по дифференциации обучения;
• ознакомить педагогов с новыми педагогическими технологиями; разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;
• использовать как оптимальную форму метод работы методические недели;
• включить в план действий информирование новичков о новых и параллельных программах и учебниках.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами деятельности (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные:
• психологические тренинги;
• творческие лаборатории;
• психолого-педагогические деловые игры;
• диспуты;
• конкурсы;
• круглые столы совместно с родителями и учениками;
• мозговые штурмы;
• разработка и презентация моделей уроков;
• презентация себя как педагога, классного руководителя;
• защита творческих работ;
• передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями и¬ мастерами.

Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

IT Design Soft п═п╣п╧я┌п╦п╫пЁ@Mail.ru