|
|
НАСТАВНИЧЕСТВО ::: (просмотров )
|
|
|
Организация наставничества в школе
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.
Файлы для скачивания в статье:
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально¬-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профадаптация педагога может протекать длительно и сложно. Несмотря на то что наставничество, как одна из форм работы с молодыми специалистами в школе существует давно, администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.
Вхождение в новую деятельность
Для выпускника педагогических вузов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс становления в профессии начинающего педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного педагога-¬наставника, который составляет план работы с молодым специалистом учителя наставника и готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80¬х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель.
Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профкомпетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее:
• педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами;
• коммуникативными способностями;
• пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей.
Желательно и обоюдное согласие наставника и начинающего педагога в совместной деятельности. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником начинающего педагога профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Составляться план работы с молодым специалистом учителя наставника.
Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером:
• раскрытию потенциала к профессии у специалиста;
• привлекать его к участию в общественной жизни коллектива; формировать у него общественно значимые интересы;
• содействовать развитию общекультурного кругозора, его творческих способностей и мастерства учителя.
Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Когда молодой учитель приступает к профдеятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке.
Поэтому наставнику необходимо обратить внимание подопечного:
• на требования к организации учебного процесса;
• требования к ведению школьной документации;
• формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
• ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
• механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечить поддержку педагогам в области:
• практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока;
• формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.); разработки программы собственного профессионального роста;
• выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации;
• освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
• подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Выбор формы работы
Выбор формы работы с молодым специалистом в школе должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа деятельности начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с начинающими специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей деятельности он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Организация наставничества
Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности руководителя школы. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества, в том числе успешно составляя план работы с молодым специалистом учителя наставника.
• обучаюсь – делая;
• делаю – обучаясь;
• формировать общественную активность учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу.
Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.
В результате анкетирования выяснилось, что:
- наиболее удачными, по мнению начинающих учителей, были следующие направления методической деятельности:
• знакомство с теорией дифференцированного обучения;
• обмен имеющимся опытом по данной теме;
• методические недели;
- педагогам-наставникам необходимо:
• продолжить заниматься над учебно-методической темой по дифференциации обучения;
• ознакомить педагогов с новыми педагогическими технологиями; разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;
• использовать как оптимальную форму метод работы методические недели;
• включить в план действий информирование новичков о новых и параллельных программах и учебниках.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами деятельности (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные:
• психологические тренинги;
• творческие лаборатории;
• психолого-педагогические деловые игры;
• диспуты;
• конкурсы;
• круглые столы совместно с родителями и учениками;
• мозговые штурмы;
• разработка и презентация моделей уроков;
• презентация себя как педагога, классного руководителя;
• защита творческих работ;
• передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями и¬ мастерами.
Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
|
|
|
|
|
|